Причины поломок карданного вала
Карданный вал является составной частью трансмиссии и служит для приведения в движение задних колес.
Карданный вал существенно отличается от обычного вала – он должен работать в условиях изменения углов и расстояния между деталями трансмиссии. Кроме того, он соединяет механизмы, расположенные в разных плоскостях по отношению друг к другу – коробку передач и редуктор заднего моста.
Причины выхода карданного вала из строя чаще всего связаны с ездой по бездорожью и высокими нагрузками, в том числе ударными. Также к ним относятся недостаток смазочного материала, отсутствие должного обслуживания, наматывание на вал посторонних предметов, механическое повреждение при ударе, аварии, чрезмерные нагрузки, углы поворота, крутящий момент и др.
К операциям ремонта карданного вала относятся:
- Балансировка
- Замена крестовины, подшипника
- Замена шлицевого соединения
- Замена и ремонт ШРУСа
- Замена трубы вала
- Смазка (шприцевание)
- Удлинение/укорачивание карданного вала при модернизации авто
Одной из самых распространенных поломок карданного вала является износ подшипников и крестовин. Также часто проводятся ремонт и восстановление шлицевого соединения карданного вала. Об этом пойдет речь далее.
Износ и методы ремонта шлицевой карданного вала
Шлицевое соединение – один из основных узлов карданного вала. Именно за счет него обеспечивается возможность удлинения передачи. Это позволяет мягко и безопасно проезжать ямы.
Ударные нагрузки и вибрации при езде по бездорожью воспринимаются шлицевым соединением, из-за чего детали повреждаются и возникает люфт и биение.
Попадание пыли и грязи в узел дополнительно способствует истиранию деталей в случае нарушения герметичности.
Ремонт шлицевой карданного вала чаще всего заключается в срезании старого и приваривании нового шлицевого вала, после чего следует балансировка, проверка на биение и сборка.
В некоторых случаях (при некритичных повреждениях зубьев) осуществляется наплавка металла на шлицы для восстановления их геометрии. После данной процедуры проводится механическая обработка, балансировка и установка.
Каждый автовладелец сам выбирает вариант ремонта, однако приваривание новых шлицев обеспечивает узлу более длительный ресурс и надежность эксплуатации.
Современные производители автокомпонентов наносят на шлицевые соединения карданного вала специальные покрытия вместо пластичных смазок. Такие же материалы используются и после ремонта деталей.
Покрытие для шлицевой кардана – зачем и как наносится?
В большинстве случаев производители шлицевых используют полиамидные покрытия – они наносятся на детали методом окунания и после застывания образуют сухой полимерный слой с низким коэффициентом трения.
Это позволяет производителям повысить срок службы и снизить необходимость в обслуживании шлицев карданного вала.
Однако остается один существенный недостаток – полиамидные покрытия со временем могут отслаиваться. В результате незащищенный участок металла начинает корродировать.
Также покрытие изнашивается и требует обновления. Однако межсервисные интервалы и ресурс у полиамидных покрытий гораздо больше, чем у пластичных смазочных материалов.
Сейчас на замену полиамидным покрытиям начали использовать антифрикционные твердосмазочные материалы.
Они также после отверждения представляют собой полимерный слой, прочно сцепленный с металлической поверхностью, однако данный слой наполнен частицами твердых смазочных материалов – дисульфида молибдена, графита.
Это обеспечивает высокие антифрикционные и противоизносные свойства покрытия.
На шлицевые соединения наносится покрытие MODENGY 1026, обладающее не только отличными смазочными, но и антикоррозионными свойствами.
Важное преимущество антифрикционного твердосмазочного покрытия перед полиамидным – малая толщина (25 микрон, в десятки раз тоньше, чем полиамидное), позволяющая обеспечить минимальный зазор между деталями шлицевого соединения.
Так как на этапе проектирования (подбора подходящей детали) появляется возможность приблизить зазор в соединении к нулевому, значительно снижаются динамические ударные нагрузки (биение) и интенсивность изнашивания.
Кроме того, в малый зазор с меньшей вероятностью попадает пыль, грязь и вода.
Замена пластичных смазок, полиамидных материалов на антифрикционные твердосмазочные покрытия дает ощутимый прирост ресурса шлицевой, повышение плавности перемещения и надежности работы передачи.
Антифрикционные покрытия наносятся как на новые, так и на восстановленные шлицевые валы с соблюдением технологической инструкции – MODENGY 1026 распыляется из аэрозольного баллона и высыхает за 180 минут.

